35 батарея, Севастополь. История, фото, проезд, режим работы | Гипертаблоид редактора Удикова

35 батарея. Ядро обороны Севастополя

Во время своего последнего визита в Севастополь я, хоть и не планировал изначально, зашёл сегодня на 35 батарею. Ну как зашёл — пробыл там часов 5, не меньше. Снова сходил на экскурсию, и был все так же впечатлён. Вернее, впечатлён я был ещё сильнее. Спасибо прекрасному экскурсоводу! Ещё интереснее было послушать коменданта батареи Олега Ткаченко.

Увы, в самих казематах батареи фотографировать нельзя. Но я всё же сделал некоторые кадры. Как мне кажется, патриотическое воспитание молодежи на материке несёт в себе некоторые нотки маразма. Видимо, дело в участии государства. Здесь же все частное, создано энтузиастами не ради денег или пиара, а для того, чтобы наши дети знали историю.

Здесь вокруг, в этих казематах, история честная и настоящая. Отсюда война уже не кажется праздничной прогулкой на танках. Я думал о том, почему же, делая, по-сути, одно и то же, здесь по сравнению с материком иной подход… И пришел к выводу, что, видимо, дело в том, что комплекс возник ещё при Украине. Не благодаря государству, а вопреки ему. Противотанковые ежи на въезде раньше даже были намертво прикручены к асфальту. Такая вот оборона от чиновников и их джипов…

Помню, как сильно меня впечатлило это видео. Вы, возможно отреагируете спокойнее. Но я сидел там, на 35 батарее, говорил с человеком, который все это создавал. И смотрел видео, зная очень много о том, что же здесь происходило. Думать о последних днях защитников Севастополя без слёз невозможно.

Ниже фотографии 35 батареи. И краткая информация о событиях, происходящих там во время войны. Если б не 35 батарея, Севастополь не смог бы держаться так долго. А если бы были снаряды, оборона бы продолжалась!

Бронебашенная батарея № 35, или 35-я батарея (немецкое обозначение — «Maxim Gorki II»), — одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны (БО) Главной военно-морской базы Черноморского флота СССР, строительство которой было начато в начале XX века царской Россией для укрепления Севастополя как базы императорского Черноморского флота. Большая стройка была продолжена уже в советский период с 1920-х вплоть до начала Великой Отечественной войны в 1941 году.

 

Батарея № 35, несмотря на ряд злоключений, связанных с техническими неполадками орудий в Великой Отечественной войне, героически действовала на протяжении практически всей обороны Севастополя 1941—1942 годов.

 

35-я береговая батарея была вооружена двумя двухорудийными башенными установками МБ-2-12, выпущенными Ленинградским металлическим заводом (орудийные станки и часть механизмов — сняты из башен линкора «Полтава» Балтийского флота). Калибр: 305 мм. Батарея состояла из двух орудийных блоков с железобетонными стенами в 2—3 метра толщиной. В этих массивах и были установлены орудийные башни. Внутри 1-й башни на двух этажах были расположены погреба для боеприпасов, помещения для бытовых и служебных надобностей.

 

Внутри массива 2-й башни — силовая станция и центральный дальномерный пост с приборами управления стрельбой. Береговая батарея № 35 имела модернизированную (для того периода) противоударную и противохимическую систему защиты. Южнее в 2 км в целях маскировки была построена ложная 35-я ББ, помещения которой использовались для охранных и обслуживающих подразделений.

 

Вокруг батареи находились долговременные огневые точки (ДОТы) и укрепления для стрелкового огня. Два командно-дальномерных поста располагались, соответственно, севернее в 450 м (правый КДП), и южнее в 200 м (левый КДП).

 

Данные сооружения имели бронированные боевые рубки и открытые дворики для дальномеров. Такое расстояние между батареей и командно-дальномерными постами было обусловлено необходимостью точного целеуказания, так как при ведении огня и, соответственно, сильной вибрации могли возникать ошибки в расчётах.

 
Этот вид - последнее, что видели многие защитники 35 батареи.
Этот вид — последнее, что видели многие защитники 35 батареи.

Башенные массивы и КДП соединялись подземными потернами (туннелеобразными проходами). Два аварийных выхода соединяли батарею с берегом моря.

 

Первые боевые выстрелы 35-я ББ осуществила 7 ноября 1941 года, в начале обороны Севастополя. Целью стала немецкая 132-я пехотная дивизия, осуществлявшая наступление в направлении хутора Мекензи (ныне ж/д станция Мекензиевы горы).

 

За два месяца артиллеристы произвели более 300 выстрелов каждым орудием, в то время как технологическая норма предусматривала 200, что привело к полному износу орудийных стволов.

 

По этой причине 1 декабря 1941 года начались работы, имевшие целью замену орудийных стволов 1-й башни. Работы производились специалистами Артиллерийского ремонтного завода № 1127 (возглавлял бригаду С. И. Прокуда). Во время работ по замене в декабре 1941 года огонь вела только 2-я башня.

 

В июне 1942 года 35-я ББ вела массированный огонь по германским войскам. После того как оказалась в окружении и была взорвана 30-я береговая батарея, 35-я ББ оставалась единственным резервом тяжёлой артиллерии Севастопольского Оборонительного Района (СОР). Противник наносил по её территории мощные авиационные удары.

 

Один из налётов 23 июня 1942 года стал причиной выхода из строя 1-й бронебашни. В конце июня 35-я ББ стала местом дислокации командных пунктов Приморской армии и СОР.

 
Уникальный документ. Здесь зафиксировано, как в Севастополе распределялись трофейные автомобили!
Уникальный документ. Здесь зафиксировано, как в Севастополе распределялись трофейные автомобили!

30 июня командующий СОР вице-адмирал Ф. С. Октябрьский отправил в адрес Народного комиссара ВМФ шифрограмму:

«Противник прорвался с Северной стороны на Корабельную сторону. Боевые действия протекали в характере уличных боёв. Оставшиеся войска устали (дрогнули), хотя большинство продолжает героически драться. Противник усилил нажим авиацией, танками. Учитывая сильное снижение огневой мощи, надо считать, в таком положении мы продержимся максимум 2—3 дня. Исходя из данной конкретной обстановки, прошу Вас разрешить мне в ночь с 30 июня на 1 июля вывезти самолётами 200—500 человек ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова.»

Разрешение на эвакуацию командного состава было получено.

 

После последнего заседания Военных советов СОР и Приморской армии Ф. С. Октябрьский (в других источниках — генерал-майор Моргунов) приказал командиру батареи А. Я. Лещенко организовать прикрытие эвакуации и после израсходования боезапаса взорвать орудия и механизмы.

 

30 июня 1942 года при выходе из строя командира батареи А. Я. Лещенко командование батареей принял помощник командира батареи Адольф Самуилович Ротенберг, который непосредственно руководил обороной батареи с суши.

 

1 июля 2-я башня произвела обстрел практическими снарядами немецкой 72-й пехотной дивизии, атакующей в районе мыса Фиолент, так как боевые на тот момент уже закончились. Последний раз батарея нанесла удар в упор шрапнелью по врагу в район Камышовой балки.

 
«При атаке противником 35-й батареи, последняя вела огонь до последнего выстрела и благодаря точным залпам, атака на батарею 20 июня была отбита с большими потерями для противника. 30 июня 1942 года при отражении атаки в 16 часов автоматчиков противника из орудий 35 батареи… был дан последний залп… Тов. Роттенберг лично осуществлял подрыв 35 батареи и приведение механизмов в негодное состояние.»
Виталий Орлов. Адольф Роттенберг: один из последних защитников Севастополя
 

В ночь с 1 на 2 июля были подорваны обе башни и силовая станция. Потерны и большинство помещений орудийных блоков не были разрушены и вплоть до 12 июля 1942 года продолжали служить укрытием для последних сопротивлявшихся защитников Севастополя.

 

1 июля сопротивление защитников самого города прекратилось. Далее сопротивление было спонтанным, кроме мыса Херсонес и отдельных разрозненных очагов, в которых отдельные группы советских воинов продолжали сражаться вплоть до 9-12 июля.

 

81-й отдельный танковый батальон 2 июля в районе Казачьей бухты потерял в бою последние 4 машины. А последний танк Т-26 (с 15 снарядами) из 125-го отдельного танкового батальона (майор Листобаев с политруком и 5 бойцами) вступил в последний бой 3 июля в районе Казачьей бухты.

 

Из справки начальника управления особых отделов НКВД СССР В. С. Абакумова от 1 июля 1942 г.:

«В беседе со мной […] командующий Черноморский флотом т. Октябрьский, находящийся в Новороссийске, о положении в Севастополе сообщил: […] в ночь с 30 июня на 1 июля противник ворвался в город и занял районы: вокзал, Исторический бульвар, Херсонесский аэродром и др. Оставшиеся бойцы дерутся героически, в плен не сдаются, при безвыходном положении уничтожают сами себя. […] Севастополя, как города, нет, разрушен»
ЦА ФСБ России. Ф. 14. Оп. 4. Д. 561. Л. 4
 

Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё три дня. Основная часть солдат и командиров сдалась после мощного артобстрела, бомбежки и расчленения обороны между Казачьей бухтой и бронебашенной батареей № 35 в 14-15 часов 4 июля. Немецкий генерал Курт фон Типпельскирх заявил о захвате на мысе Херсонес 100 тыс. пленных, 622 орудий, 26 танков и 141 самолёта. Манштейн более осторожно сообщает о том, что на крайней оконечности полуострова было взято в плен 30 000 бойцов Красной Армии и около 10 000 в районе Балаклавы. По советским архивным данным число пленных не превышало 78 230 человек, а захвата авиационной техники вообще не было: остававшиеся в строю на момент 3-го штурма самолёты были частично передислоцированы на Кавказ, частично сброшены в море и затоплены. В период с 1 по 10 июля 1942 года из Севастополя всеми видами транспортных средств было вывезено 1 726 человек, в основном, командно-политический состав армии и флота.

 

3 июля 1942 года Совинформбюро дало сводку о потере Севастополя:

Севастополь оставлен советскими войсками, но оборона Севастополя войдёт в историю Отечественной войны Советского Союза как одна из самых ярких её страниц.
Сообщение советского информбюро от 3 июля 1942 года.

Приказом Народного комиссара ВМФ от 4 декабря 1943 года башенная батарея № 35 была исключена из состава Военно-морского флота, как погибшая при выполнении боевых заданий. За этими сухими строчками совсем не понятна трагедия последних защитников Севастополя. Последние их дни были страшными. Но бойцы встретили неизбежное поражение мужественно и сражаясь до последнего. Увы, очень немногие смогли уплыть или добраться до партизанов.

 

Вечная память Героям обороны Севастополя, оставленным на произвол судьбы в трагические дни июля 1942 года. Простите нас!

 

В послевоенный период 35-я береговая батарея не восстанавливалась, однако часть её сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) использовались установленной в 1945 году на мысе Херсонес 130-мм береговой батареей № 723 (разоружена в 1960 году).

В 1987 году в правом командном пункте 35-й ББ и его 450-метровой потерне была оборудована стационарная интерферометрическая станция Симферопольского государственного университета имени М. В. Фрунзе, которая действует до сих пор.

С 2007 года на территории батареи находится музейный историко-мемориальный комплекс «35-я береговая батарея».

Режим работы комплекса

Ноябрь–апрель

Территория открыта с 9:00 до 18:00
Экскурсии с 10:00 до 16:00
Выдача билетов с 9:45

Выходные дни: понедельник, вторник

Экскурсии проводятся каждые 30 минут*
Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут
Начало последней экскурсии в 16:00
Продолжительность последней экскурсии 1 час

*при наличии группы от 10 человек

Май–октябрь

Территория открыта с 8:00 до 20:00
Экскурсии с 10:00 до 18:00
Выдача билетов с 9:45

Выходной день: понедельник (музей закрыт)

Экскурсии проводятся каждые 20 минут
Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут
Начало последней экскурсии в 18:00
Продолжительность последней экскурсии 1 час

Посещение музея и экскурсионное обслуживание БЕСПЛАТНОЕ (по бесплатным билетам)

Как добраться

На общественном транспорте:

Автобус № 105, маршрутные такси №№ 7, 1177, до остановки «35-я батарея».

На личном транспорте:

1. При въезде в город со стороны Южного берега Крыма через Ялтинское кольцо следовать до 5-го км Балаклавского шоссе, далее по Камышовому шоссе, поворот на бухту Казачью, далее — до указателя «Музей «35-я береговая батарея».

2. При въезде в город со стороны Симферопольского шоссе через памятную триумфальную арку в честь 200-летия Севастополя следовать по маршруту: ж/д вокзал – пл. Суворова – пл. Ушакова – ул. Меньшикова – Камышовая бухта – поворот на бухту Казачью, далее до указателя «Музей «35-я береговая батарея».

Адрес:

Севастополь, бухта Казачья, Аллея защитников 35-й батареи, 7

+7 (8692) 47 29 96

+7 978 860 87 59

35batery.ru

 

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: