Российский авторынок потерял свою вторую половину | Гипертаблоид редактора Удикова

Российский авторынок потерял свою вторую половину

Авторынок России обрушился по сравнению с тремя кварталами прошлого года более чем вдвое – на 51%, став лидером по падению среди пятнадцати крупнейших рынков мира. Эксперты Ассоциации Европейского Бизнеса автопроизводителей не обнадеживают — в четвертом квартале текущего года ситуация вряд ли улучшится.

Всего за 9 месяцев в России было реализовано 1 110 226 автомобилей, при этом в сентябре автомобильный рынок России наконец-то продемонстрировал положительную динамику – по отношению к августу в России было продано на 7 тысяч автомобилей больше. Однако по сравнению с сентябрем прошлого года продажи упали на 52%. Кстати, терпящий бедствие АвтоВаз по прежнему остаётся лидером продаж. В этом ключе активная поддержка государством монополиста выглядит, как минимум, странной.

«Для индустрии очень важно, чтобы государство и дальше продолжало поддерживать отрасль, но важно также, чтобы меры господдержки распространялись в равной степени на все марки, поддерживая и тех, кто занят в производстве, и тех, кто работает в дистрибуции», — комментирует ситуацию Дэвид ТОМАС, Председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ.

Lada Priora, Lada Samara, классические «пятёрка» и «семёрка», а так же Lada Kalina занимают верхние строчки хит-парада продаж российских авто. Догоняют отечественных производителей, активно поддерживаемых покупателями и государством, заморские гости — Ford Focus, Renault Logan, Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia, Chevrolet Lanos и Daewoo Matiz. Но все, как лидеры, так и аутсайдеры, по-прежнему глубоко «в минусе». Рост продаж зафиксирован только у одной российской марки — Chevrolet Niva — 2% за 9 месяцев.

Из брендов, не созданных специально под Россию или под страны третьего мира, положительной динамикой продаж могут похвастаться только двое: Citroen, увеличивший за 9 месяцев продажи на 15% и Hummer, выросший на феноменальные 91%. Однако нельзя не отметить, что продажи французского автопроизводителя и в прошлом году с трудом можно было назвать успешными – всего 8,5 тысяч авто.

А покупатели Hummer вряд ли серьёзно пострадали от ударов экономического кризиса –это явно не те люди, что предпочитают экономить. Причину роста продаж здесь следует искать не столько в экономике, сколько в психологии.

В сентябре значительно лучше рынка показала себя KIA (-8%) – смена стратегии уже приносит свои плоды. А вот немцы из Volkswagen, «державшие планку» в течение девяти месяцев (-14%), в сентябре, похоже, надорвались, уронив продажи на 41%. Правда, две недорогие модели (обновлённые Jetta и Polo), выведенные на российский рынок в октябре, возможно, помогут компании отыграть потерянные позиции.

Есть примеры и заметного «ускорения» – японский Suzuki, потеряв по итогам трех кварталов 48%, в сентябре зафиксировал лишь восьмипроцентное снижение продаж. Удивительно, но примером роста продаж является и российский УАЗ, упавший в течение девяти месяцев на 45%, а в сентябре лишь на 17. Вероятнее всего, это связано с расширением линейки объектов льготного кредитования, которое наконец-то стало востребованным населением.

«Чтобы переломить ситуацию, необходимо включить в программу господдержки все автомобили российского производства, – считает Мартин ЯН, Вице-председатель Комитета Автопроизводителей АЕБ, – а также отменить ограничение по цене автомобиля и увеличить бюджет программы до суммы, позволяющей простимулировать покупку 500 тыс. автомобилей в рамках планируемой программы в следующем году.»

В сегменте «премиум», игрокам которого остаётся рассчитывать только на себя и обеспеченных покупателей, уверенно «держат дорогу» баварцы из BMW (-16 % за 9 месяцев и -19% в сентябре). Mercedes не смог угнаться за своими конкурентами (- 34% за 9 месяцев), зато превзошёл баварцев по «ускорению» (-12% за сентябрь) и сдавать позиции не намерен. При этом Audi (-13% за 9 месяцев, -11% за сентябрь) наконец-то сравнялась с BMW по объёмам продаж и до конца года имеет все шансы стать лидером сегмента.

По мнению экспертов, во многом причиной обвала российского авторынка послужила пассивность государства. Расширение границ льготного кредитования машин с 350 до 600 тыс. руб. не вызвало значительного увеличения продаж. Кроме того, программа по выплате премии за сданный в утиль старый автомобиль и последующей покупке новой машины будет запущена только на следующий год.

В ряде европейских стран (Германия, Великобритания, Франция, Испания, Италия) влияние кризиса на автопром было нивелировано государственными программами стимулирования спроса. В Германии по итогам 9 месяцев текущего года автомобильный рынок вырос на 26%. Во многом это случилось благодаря запуску программы обмена старого автомобиля на новый. На 6,2% после введения мер стимулирования рынка вырос авторынок Италии и на 2% — во Франции. Может быть, стоит в очередной раз поучиться у Европы?!

© Александр Удиков

Зы: Этот материал я подготовил в качестве тестового задания для одного популярного интернет-ресурса. Отзывы были самые востороженные, но до сих пор не позвонили )

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: